Публикации

Выпускникам на заметку

Ассоциация выпускников начинает работу

Заканчивается регистрация ассоциации выпускников МГЮА. Мы надеемся, что эта новая структура станет заметным явлением в жизни Академии. При ее создании за эталон брались аналогичные организации, существующие при университетах с мировым именем.

Сообщества выпускников ведущих университетов (alumni associations) — массовые (количество активных членов клуба выпускников Пенсильванского университета превышает четверть миллиона человек) общественные организации с, как правило, солидной историей (Оксфордский клуб насчитывает несколько столетий, alumni-клуб Беркли создан в 1872 г., Penn Alumni — в 1912), авторитетом в обществе, большим спектром практической деятельности. История их развития выявляет один и тот же характерный тренд: из "клубов взаимопомощи" бывших соучеников и площадок для ностальгического общения они превращались не только в инструменты организации последующей судьбы выпускников (от трудоустройства и досуга до брачных знакомств), но и в мощные общественные институты самого широкого профиля (сложность структуры, количество "опций" и событийная насыщенность деятельности типового alumni-клуба сопоставима с самим "материнским" вузом), факторы местной социальной жизни (бюджеты ведущих клубов выпускников включают себя отчисления на "развитие сопредельных территорий").

Еще одна показательная для большинства ассоциаций тенденция — это объединение различных вузовских структур, непосредственно не связанных с процессом обучения (попечительские советы, неформальные тематические сообщества старшекурсников и выпускников, научные и творческие кружки, департаменты по связям с общественностью, аффилированные кадровые агентства), в рамках формализованных, иерархичных и бюджетированных alumni-клубов, становящихся, по сути, "промоушн-группами" своих университетов, инструментом его экспансии в окружающем мире. Данный, централизованный канал трансляции "послания" вуза вовне имеет и обратную силу — alumni-клубы являются единой площадкой для сбора пожертвований, спонсорских вливаний, получения общественного признания (награды, титулы и т.п.). Наконец, консолидируя выпускников — лидеров мнений (а в случае рассматриваемых в данном исследовании вузов речь идет об истеблишменте США, Великобритании и Франции), alumni-клубы выступают своего рода лоббистскими площадками, позволяющими их членам в неформальной обстановке решать свои политические и бизнес-задачи с соответствующими преференциями для самих вузов. Можно сказать, что данная практика — цивилизованная, институализированная и транспарентная альтернатива характерному российскому вузовскому "своячеству", наблюдаемому в государственных и бизнес структурах.

Направления деятельности.

В рамках вышеупомянутых департаментов alumni-клубы занимаются следующими видами деятельности:

1. Поствузовское распределение и трудоустройство выпускников.

Данная опция — краеугольный камень существования alumni-сообществ, основная мотивация выпускников и старшекурсников вступать в такого рода клубы. Для этих целей создаются постоянно обновляемые базы данных, состоящие из двух частей: подробные резюме выпускников и резюме работодателей, также окончивших данный вуз. Положенные на мощное программное обеспечение и объединенные в сети (т.н. Career Advisory Network), базы данных проводят постоянный автоматический перекрестный поиск, отсылая результаты на электронную почту абонентов. В некоторых вузах (Гарвард) эти системы настолько изощренные, что практически вся работа alumni-клуба происходит в рамках пользовательских профайлов членов сообщества. Принадлежность к alumni-клубу оказывается решающим фактором и гарантией приема на работу — таким образом, речь идет о своего рода аналоге советской системы поствузовского распределения.

Кроме того, программы трудоустройства в рамках alumni-клубов не ограничиваются размещением анкет с последующим пассивным ожиданием результата. Сообщества выпускников регулярно проводят т.н. "недели карьеры" и "лидерские конференции" — "смотрины", которые устраивают хорошо зарекомендовавшим себя старшекурсникам и выпускникам ведущие компании.

Для выпускников, интересующихся работой в социальных программах и общественных организациях, проводятся аналогичные мероприятия с гуманитарно-благотворительным уклоном (например, Alumni Scholarship Program в университете Беркли).

2. Развитие деловых контактов бывших выпускников.

Данное направление деятельности alumni-клубов (B2B) развивает принципы описанных в предыдущем пункте программ и является составной частью Career Advisory Network. Закреплению виртуальных деловых знакомств служат регулярно проводящиеся корпоративные мероприятия досугового плана, а также бизнес-семинары.

3. Поддержка талантливых выпускников и старшекурсников.

Забота о "своих" — не только дело чести любого вуза, но и инвестиции в его рекламу, престиж, залог притока абитуриентов (и, соответственно, денег). Практически все alumni-клубы имеют программы финансовой, методологической (дополнительные образовательные программы) и организационной (пожизненное бесплатное членство в университетской библиотеке) поддержки талантливых выпускников и старшекурсников в их научной и педагогической деятельности. В некоторых университетах существует практика "наставничества" (Mentors h i p Programs), когда состоявшиеся выпускники берут шефство над способными студентами и "ведут" их в научных изысканиях. Особый акцент делается на поддержки школьных преподавателей — выпускников вуза, агитирующих и готовящих студентов к поступлению в свою alma mater (Student Outreach Program).

4. Консолидация молодежи с активной гражданской позицией.

Важным направлением деятельности alumni-клубов является подготовка кадров для ведущих политических партий, государственных учреждений. Ассоциация выпускников каждого крупного вуза имеет "партийные" подразделения; также они являются первичными вербовочными площадками спецслужб (особенно в Великобритании).

5. Поддержка единой социальной, информационной и коммуникативной среды вуза.

Одно из условий престижности вуза, его восстребованности как потенциальными абитуриентами, студентами и выпускниками, так и социумом в целом — его постоянное присутствие в событийном пространстве, экспансия во все возможные области общественной жизни. Иными словами, позиционируя себя как бренд, как привлекательный образ жизни, вуз обязан соответствовать этому образу на уровне разнообразных акций, формирующих единую социальную, информационную и коммуникативную среду. Как правило, весь спектр этой экспансионистской деятельности закрывают alumni-клубы.

6. Лоббистская деятельность.

Так как деловые и политические контакты в рамках клубов выпускников (особенно закрытых, типа Oxford and Cambridge Club) происходят в неформальной обстановке, выделять лоббизм как отдельное направление деятельности этих ассоциаций будет вряд ли обоснованным. Однако реальный авторитет и весомость подобных "переговорных площадок" общеизвестен — как известны случаи полуофициальной реакции клубов на те или иные законопроекты или решения правительства и последующие за этим изменения государственной политики (англо-аргентинская война вокруг Мальдивских островов, закон о прослушивании телефонов в США). Кроме того, высокопоставленные лоббисты — члены клубов выражают благодарность alma mater за предоставленный бренд с безукоризненной репутацией, что выражается в масштабных пожертвованиях.

Друзья!
Практически все вузы России имеют такую организацию, как Ассоциация выпускников. Теперь и в нашей Академии появилась такая структура. Среди ее задач — консолидация выпускников, налаживание деловых и дружеских контактов, аккумулирование разного рода ресурсов, помощь в трудоустройстве и многое другое. Коротко это можно назвать "окультуривание социального ландшафта". Такая деятельность имеет целью оказание помощи нашим выпускникам и позиционирование МГЮА как основного центра юридической жизни страны. У Ассоциации довольно высокое целепологание, что необычно для таких клубов в России. Мы были бы благодарны всем за участие в нашей работе в любой форме — совет, помощь, просто дружеская беседа.

(Статья опубликована в "Нашей газете" - № 6 (48) июнь 2006)

  




 

 

                  
Логин:    
Пароль:
 
 
Рейтинг@Mail.ru

© 2006 Содружество выпускников МГЮА