Интервью с В.Н. Плигиным - Председателем Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Владимир Николаевич Плигин родился 19 мая 1960 г. в Вологде. В 1982 окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова. Кандидат юридических наук, судья Международного коммерческого арбитражного суда, адвокат Московской областной коллегии адвокатов. Член фракции "Единая Россия". С 07.12.2003 - Председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству

Россия завтрашнего дня,или "Поколение NEXT"

Современное молодое поколение, вступая во взрослую жизнь, начинает "свое" построение российской действительности. Строит, как умеет, или как желает.  Ошибки, недочеты, "ляпы" и казусы — все это нормально, когда знаешь, ради чего работаешь.  А знаем ли мы сегодня, чего мы хотим? Есть ли у нас "проект нашего будущего"? И что нам делать завтра?
Вопросы весьма и весьма непростые. Скажем, почти риторические. Спросим у старшего поколения: как оно видит наши перспективы?

На вопросы "Нашей газеты" отвечает Владимир Николаевич Плигин, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Каково место студенчества в современной общественно-политической жизни страны?

Студенчество всегда играло значительную роль в политике и в социальной сфере нашего государства. А на сегодняшний день роль его просто стратегически важна. Нам сегодня важно, чтобы формировалось нормальное представление этих ребят о жизни, основанное на позиции жизненного реализма. Постепенно наше молодое поколение худо-бедно начинает осознавать, что денег, например, никогда не бывает много, что человеку всегда чего-нибудь да не хватает. Понимая это, нужно еще осознавать, что стипендия   это не единственно возможный источник средств к существованию, а государство   это не бездонный золотой родник, обязанный всех нас напоить и озолотить. Что же у нас? Сейчас у нас не увидишь студента-дворника, студента-рабочего. А все оттого, что, к моему великому сожалению, в нашу бытность теряется культура в российском обществе. Так называемое поколение "next" ищет ложные пути борьбы за спасение каких-то неясно обозначенных, ложных "культурных ценностей". Ложные цели формируются под влиянием внешне привлекательных раздражителей, подобных яркой мишуре, лоск и блеск которой скрывает гнилую сущность. Вот почему так важно разобраться в происходящем, суметь понять, что такое "хорошо", что такое "плохо", очертить круг возможного и недопустимого. Умение спокойно разобраться в обстановке должно спасти нас как общество, должно создать условие для жизни студентов.

Владимир Николаевич, профессиональный выбор для многих в жизни изначально оказывается случайным. Как не ошибиться, как найти свое место в этом мире?

Выбор профессии - это действительно очень непростой выбор. Но, когда принято решение, то уже нет смысла возвращаться назад. Не все ошибки можно исправить, коней на переправе не меняют. Я считаю: нужно сделать все и немного больше, дабы достичь высот Олимпа в той деятельности, которую ты избрал для себя однажды. Только постоянно совершенствуя свой профессиональный опыт, повышая свой интеллектуальный уровень, можно стать человеком с большой буквы, можно добиться успеха. Я, например, с детства видел себя врачом и порой до сих пор жалею, что не избрал медицинскую специальность. Хотя юриспруденция мне тоже была интересна, и прежде всего, перечнем изучаемых дисциплин. Юридическое образование всегда давало очень неплохие исторические и философские знания, которые весьма и весьма полезны в жизни.

Кто же создает историю России? Наша политическая элита?

Политическая элита  — это понятие многогранное. Принадлежность к элите вообще определяется не нами, она определится в следующий период времени. Здесь, как сказал поэт, "большое видится на расстоянии". Сегодня многие играют роли, а итог этим ролям подведут наши потомки. Что же касается политической элиты сегодняшнего дня, то она тоже сформировалась не одномоментно. Это длительный процесс, который начался, наверное, еще, когда мы студентами дружили и общались с однокурсниками. В наши дни мы по-прежнему остаемся со многими из них хорошими друзьями. Они занимают высокие посты и должности, в том числе и в государственных органах. Немало из них  — мои коллеги по Государственной думе. А над этим следует работать уже самим выпускникам конкретных вузов, формируя, таким образом, элиту будущего.

Большинство политиков — юристы по образованию. Что на Ваш взгляд, отличает современного юриста от представителей других профессий?

Для меня современные специалисты и уж особенно юристы  — это большая загадка. Проблема в том, что ежегодно российские вузы выпускают большое количество юристов, но найти хороших специалистов, настоящих профессионалов своего дела, с которыми можно было бы работать в течение долгого времени, чрезвычайно сложно. Людей, способных устоять в сложной ситуации, готовых к тяжелому умственному или физическому труду сегодня остается не так уж много. А без них, собственно говоря, больших успехов не достичь.
Мне приносит реальное удовольствие работа с выпускниками. Но наблюдения мои заставляют констатировать факт: эти молодые ребята, едва набравшись профессионального и жизненного опыта, еще совсем немного проработав, начинают строить иллюзии и парить в облаках.
Безусловно, есть у современной молодежи на сегодняшний день и положительные сдвиги. Они более профессионально жестки в работе, лучше приспособлены к конкурентной борьбе. Но они не готовы к коллективному труду. Зачастую они строят иллюзии о высоких заработных платах. Значительная масса выпускников сегодня узко специализированна. А ведь, не будем забывать, что профессионализация убирает элементы общей культуры человека. Теряются исторические и философские знания, понимание в области общей и социальной психологии. Вообще человек должен быть эрудированным.

Юристов много, а существуют ли различия в юридическом образовании, которое дают игроки этого рынка? Есть ли между ними конкуренция, закулисное соперничество?

Пусть это будет звучать категорично, но необходимо, в первую очередь закрыть все параллельные факультеты непрофильных (неюридических) вузов. Они не дают качественного юридического образования. В таких вузах нет системного подхода к изучению правовых дисциплин, право и юриспруденция преподаются и изучаются так, будто в этом деле можно обойтись только зачитыванием лекций по теме. В условиях современного общественного развития, в сложившейся ситуации важно, чтобы преподаватели и научные работники сумели сохранить добротные профессиональные знания, а это возможно только в специализированных крупных научно-образовательных центрах.
Раньше наблюдались большие различия между крупнейшими правовыми школами России. На сегодняшний день я не занимаюсь систематической преподавательской деятельностью, поэтому не могу говорить об этих отличиях, но знаю, что они, тем не менее, остаются. И это нормально. Только различие идей и взглядов, критика и самокритика порождают движение вперед.

Не секрет, что государственная служба испокон веков была очень престижна. И сегодня ей грезят многие выпускники. Что бы Вы могли посоветовать студентам, мечтающим о карьере в государственных органах?

Совет мой самый простой: нужно поработать. Поработать в прямом смысле слова. Начинать карьеру и профессиональное развитие нужно не с работы в престижных фирмах, не в стенах красивых зданий и офисов, не в роскошных кабинетах. Начинать надо со школы государственной службы, с самых распространенных и типичных работ: дознание, следствие, надзор. Только тогда можно будет увидеть жизнь такой, какая она есть на самом деле, только тогда ты оценишь происходящее вокруг тебя и начнешь ценить то, что имеешь.

Сегодняшнее студенчество —  это средний класс России завтра. Что ожидает их в этой взрослой жизни? Планирует ли государство в дальнейшем помогать молодым семьям?

Государство, безусловно, должно создавать условия для решения основных наболевших проблем современной действительности, но оно ни в коем случае не обязано поддерживать молодежь в прямом смысле этого слова. Да, конечно, совершенно необходимо предоставлять реальные стимулы и возможности для роста и развития личности, возможности для создания семьи. Но это лишь те необходимые условия, в которых личность должна развиваться и двигаться к цели самостоятельно. Молодая, здоровая личность должна уметь бороться за себя, должна уметь и хотеть работать. И тогда у нас не будет, как не должно быть в нормальном гражданском обществе, личностной пассивности. Оставаясь в рамках реальной действительности, сняв розовые очки, молодежь должна стать самостоятельной, мобильной, приспособленной, если хотите, к суровым трудовым будням, наконец, просто конкурентоспособной. Вот такое поколение нам и нужно.

Как Вы оцениваете качество принимаемых законов и какова эффективность их исполнения? Можем ли мы говорить о верховенстве права и закона в государстве сегодня?

Я ведь имею самое непосредственное отношение к законодательству, а критиковать себя всегда сложно и, наверное, не очень объективно. И, как никто другой, я понимаю, почему сегодня у нас законы столь невысокого качества. Часто это бывает связано с тем, что законодатель вынужден принимать то или иное решение, не имея возможности в условиях переходного общественного развития достаточно проработать и адаптировать его. Плюс ко всему еще требуется предметная работа над исходным материалом: на сегодняшний день скопилось множество актов противоречащих, а зачастую даже взаимоисключающих друг друга. Хотя в целом, я должен сказать, что качество принимаемых законов без сомнения улучшилось. Нормативные акты стали более точными и конкретными, более верными технически, несмотря на то, что многое еще только предстоит сделать. Мы работаем над недочетами.

Какие вопросы сегодня наиболее остро стоят в российской юриспруденции, в правоприменительной практике?

Наше общество, принимая Конституцию, поставило перед собой задачу построения правового государства. До провозглашенной цели нам еще далеко. Но ни гражданин, ни общество, ни государство не должно отступать назад ни на шаг. Для нас, как представителей законодательной ветви власти, первостепенная задача   это построение непротиворечивого правового поля. И мы работаем. На сегодняшний день мы ставим своей задачей выпуск законов с проектами отсылочных документов, дабы сделать закон реально действующим с момента его вступления в силу. Это требует системной работы. Спустя какое-то время можно будет понять, насколько эффективно "работает" тот или иной принятый закон. В этом случае именно время лечит и дает возможность осознать ошибки и выявить недочеты. Я вообще считаю, что время лечит и расставляет коэффициенты. Я по жизни противник революций, резких перемен и кардинал обвинений. Я давно убежден, что во всем, в любой деятельности нужна спокойная, размеренная, последовательная, технологическая работа и самосовершенствование.

Владимир Николаевич, 2006 год проходит у нас в МГЮА под знаком празднования 75-летия. Что бы Вы сейчас могли пожелать нашим студентам? Какие наставления студенчеству вообще?

Пожелание мое более чем конкретно. Желаю каждому студенту и настаиваю на необходимости жениться (выйти замуж) и родить ребенка. Почему так категорично? Да потому, что такая перемена — очень неплохое начало для дальнейшего развития личности как таковой, развития семьи и государства вообще. Заведя семью, ты уже будешь знать, для чего ты живешь и трудишься, ради чего ты существуешь. Меньше будет тянуть на глупости, и уж поверьте, в жизни достигнешь большего.

Беседовала Вохмянина Юлия (Институт прокуратуры, 4 курс)

(для публикации в праздничном номере "Нашей газеты")

     

Членство
Анонс
Новости
Гранты
Публикации
Интервью
Интервью с В.Н. Плигиным - Председателем Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Интервью с председателем Ассоциации выпускников МГЮА Дмитрием КРИВИЦКИМ
Интервью с О. А. Егоровой - Председателем Московского городского суда
Интервью с Г. П. Ивлиевым - начальником Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Интервью с первым заместителем председателя Комитета ГД по делам молодежи Белоконевым С.Ю.
Интервью с адвокатом Клигманом С.А.
Интервью с Исаевым Н.О. - выпускником МГЮА 2001 г., заместителем руководителя (статс-секретарем) Государственного комитета РФ по делам молодежи
Интервью с префектом западного административного округа (ЗАО) Москвы, доктором юридических наук Алпатовым Ю.М.
Интервью с Председателем Содружества выпускников МГЮА Кривицким Дмитрием Борисовичем
Интервью с выпускником Академии Мазковым Е.Ю. - начальником Управления правового обеспечения ОАО НК "Роснефть"
Интервью с выпускницей МГЮА Марией Петровной Максаковой
Фото
Регистрация
КАРЬЕРА
Контакты




 

 

                  
Логин:    
Пароль:
 
 
Рейтинг@Mail.ru

© 2006 Содружество выпускников МГЮА